Home Sitemap Search Feedback
 

Интервью с острова Солнца

 

Мне посчастливилось познакомиться с замечательным живописцем Петром Стронским во время нашей поездки в Харбин. В городе русской эмиграции на острове Солнца состоялось открытие выставки двух совсем непохожих по творческому почерку  и мировосприятию мастеров, но тем более интересных для изучения   китайским зрителем многогранности отечественного искусства : заслуженного художника России Петра Стронского и народного художника России Михаила Ромадина. Произведения этих художников, представленные одновременно в   просторных залах галереи Хань Цзянь минь, вызвали огромный интерес у посетителей выставки, многочисленные доброжелательные отзывы в прессе, внимание со стороны администрации города , неслучайно на  ее открытие  приехал председатель КПК Харбина Ду Юйсин, сказавший о  русском искусстве самые теплые слова. В знак глубокой признательности и благодарности наши художники преподнесли в дар Ду Юйсину свои произведения, созданные под впечатлением от красоты Поднебесной.  Проводить в рамках культурной программы пленеры стало  прекрасной традицией  отечественных живописцев, которые создают этюды,  вдохновляясь поэтичной красотой острова Солнца и пленительным великолепием омывающей его реки Сунгари.    О значении культурного  события в Харбине и о своем творчестве Петр Стронский поделился с нашим корреспондентом Еленой Ржевской.

- Петр Тимофеевич, а что для Вас драгоценно в живописи ?

- Для меня, как человека прошедшего все этапы художественного образования, которые были возможны в Советском Союзе: художественная школа, художественное училище, институт искусств, Московский государственный академический институт им В. И. Сурикова, стажировка в Норвегии - очень ценны  знания, которые дает профессиональная школа: это крепкий рисунок, твердая композиция, но особой любовью является живопись. Похвала –«он живописец» всегда была самой высокой среди художников. С юности мое восхищение вызывали такие живописцы , как К. Моне, П. Сезанн, всегда любил «русских сезанистов» Куприна, Кончаловского, Фалька. Но с возрастом пришло понимание тех вершин, которое несло в себе искусство Аркадия Пластова, умевшего соединить мощный цвет, убедительный рисунок и невероятную правду жизни.

- Было ли в Вашей жизни  потрясение, связанное с открытием имени художника, или просто одним произведением ?

- Нужно учесть те условия , в которых я развивался - это провинциальный город Уссурийск,   не имевший своего художественного музея. Кроме того, ту атмосферу тотального дефицита, которым отличалось советское общество, когда покупка кистей и красок, не говоря уже об альбомах по искусству, была событием. Моя первая встреча с искусством французских импрессионистов произошла  в мастерской дальневосточного пейзажиста, моего учителя Кирилла Щебеко. Это был альбом Клода Моне, который я увидел. Удивительная свежесть цвета, вибрация воздуха, острота композиции восхищали даже на репродукциях. Вторым потрясением была встреча с подлинниками импрессионистов в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, когда уже после службы в морской пехоте в 26 лет я побывал там в  первый раз. И тогда я вспомнил фразу своего учителя, который приехав из Москвы со съезда СХ России на вопрос «Ну как там в Москве ?», ответил: «Импрессионисты все также хороши».

Уважаемый Петр Тимофеевич, судя по прекрасным этюдам, которые Вы  создали в Харбине и даже запечатлели в мерцании золота осени здание галереи Хань Цзянь минь, Вам здесь многое по душе.  

- Я родился в городе Уссурийске, 60 км. от границы с Китаем, где протекала река Суйфун. Это было время отчуждения двух наших народов: вспомним события на острове Даманском. Все это очень пугало, было опасение, что к нам хлынет эта огромная неведомая сила. И когда много лет спустя я оказался  в Китае с выставкой, мне особенно приятно было видеть тепло и  внимание, которое нам  оказывали. Знакомство с Китаем произошло через город Харбин, который в свое время спас первую волну русской эмиграции, ту самую эмиграцию, которую сейчас оценили по достоинству - это наша белая гвардия, представители дворянской интеллигенции. Гуляя по улочкам Харбина, я подумал о том, что здесь родились дочери Вертинского, нашего великого русского шансонье, с внучкой которого я учился в институте им. В. И. Сурикова  в одной группе.

Моя выставка, как и выставка Михаила Николаевича Ромадина открылась на остове Солнца в городе Харбин, в галерее Хань Цзянь минь, принадлежащей китайскому бизнесмену, влюбленному в русское искусство. Я много лет работаю главным художником фонда «Меценаты столетия», который объединяет более 4,5 тысяч меценатов России, реальными делами заслуживших это гордое имя «Меценат России». Теперь судьба подарила мне встречу с меценатом из Китая,  интересным, энергичным  человеком, полным идей, планов, с очень живым умом, схватывающим любую перспективную мысль на лету. Хань Цзянь минь имеет свой бизнес в нашей стране,  далекий от искусства, но своим глубоким восточным умом и тонким чутьем он высоко оценил искусство России сегодняшнего дня,  когда здравствуют наши  классики, составляющие  золотой фонд Российской академии художеств, и  творит перспективная молодая смена. Как мне кажется, очень правильный и точный ход, который выбрал Хань Цзянь  минь –экспонировать в своей галерее мастеров, имеющих звание не ниже «Заслуженных художников России», поскольку в нашей стране работает мощный фильтр в лице Президиума СХ России,  который выявляет истинные таланты, ограненные профессиональной школой, признанной во всем мире.

Знакомство с Китаем подарило мне много открытий. Хотя я вырос рядом с Китаем, я даже не подозревал о том, как интересна и необычна китайская кухня. Но главное – это древняя культура и замечательное современное искусство этой страны. Все это говорит о той идеологической стене, которая разделяла наши народы.  Другая мысль, которая родилась у меня в Китае –  об огромности нашей страны, ее невероятных масштабах, которые я, будучи провинциальным мальчиком, поставил задачу преодолеть.

- Какое влияние оказали на Вас родители? 

- Хотелось бы несколько слов сказать о своих родителях. Мой отец - Тимофей Петрович Стронский  родился на Дальнем Востоке и является потомком исследователей этого края. Он рассказывал, как мои предки защищали границы. В 30-е годы под стрехой (навесом) у каждого уважающего себя приграничного жителя была спрятана винтовка для защиты семьи и имущества, на которое посягали «хунхузы»  - это были бандиты, которые грабили мирных граждан и с той, и с другой стороны. Личность отца сыграла в моем становлении очень важную роль. В молодости он занимался боксом и стал одним из основателей школы бокса на Дальнем Востоке. У отца были прекрасные ученики: мастера спорта, чемпионы Советского Союза . И общение в этой среде , видимо, дало рефлекс цели и желание добиться в том деле, которым я занимаюсь, наибольших высот. Очень интересна личность моей матери Аделаиды Васильевны, которая,  будучи выпускницей Куйбышевского Педагогического института, уехала на Дальний Восток поднимать культуру и посвятила этому всю свою жизнь. Ей до сих пор пишут ее первые выпускники.
Она собрала большую библиотеку русской классики и альбомов по искусству, которые были моими первыми путеводителями в сложном мире творчества.

- Насколько Вам близко философское, концептуальное творчество Михаила Ромадина ?

 Удивительным образом, уже в который раз судьба близко сводит меня с народным художником России Михаилом Николаевичем Ромадиным. Когда я в юности жил в городе Уссурийске  на Дальнем Востоке, мне посчастливилось видеть эскизы к фильму «Солярис» в журнале «Советский экран»,  очень сильно выделявшийся на фоне общепринятого в то время изобразительного языка. И то, что он был  выбран в художники-постановщики  гением русского кино Андреем Тарковским, то, что он дружил с ним, говорит о незаурядной силе художника Ромадина как личности и мастера.  Следующая наша встреча, совершенно неожиданная, произошла в Словакии в 2005 году. Мы жили с мэтром в соседних комнатах, вместе ходили на этюды. Мне, безусловно, были очень лестны похвалы мастера. Но еще больше запомнились те долгие вечера под луной в словацких кабачках, когда он рассказывал о своих встречах  и дружбе с нашими великими режиссерами, художниками, архитекторами. И вот теперь встреча в Харбине. Тоже совершенно неожиданная, о которой говорят : судьба свела. Мэтр со своей молодой музой , с новой эротической темой в искусстве, с ретроспективой своего творчества представлен вместе  с моими картинами в галерее Хань Цзянь минь. И опять удивительное совпадение: волею судьбы я привез на эту выставку, которую я назвал: «Русские красавицы» серию портретов и обнаженных моделей, написанных в прошлые годы. И также как в Словакии, так и здесь, наша экспозиция оказалась очень цельной.

- Что Вы можете сказать о современном изобразительном искусстве Китая, познакомиться с которым мы смогли на открытии выставки в Музее современного искусства города Харбина и непосредственно в мастерских художников, куда они нас радушно приглашали ?

Это уникальное, совсем не похожее на европейскую художественную традицию искусство, где есть восточная неторопливость, философское всматривание в мир, который объединяет в себе и планетарный размах,  и любовь к природе в ее мельчайших проявлениях. Также непривычно европейскому глазу отношение к холсту, бумаге, как к драгоценности, которая сохраняет свою чистоту до самого завершения работы, когда произведение написано в одно легкое касание и светлая поверхность также правомерна как изображение, созданное художником. Даже в картинах, написанных маслом,  чувствуется миропонимание человека востока, умеющего увидеть в хитросплетении ветвей, полете бабочки великий смысл бытия.

Как Вы относитесь к созданию коллекции живописи русских художников  в Харбине ?

На мой взгляд, это мудрое решение -  начать собирать в Харбине на острове Солнца коллекцию живописи с целью создания художественного музея, где уже собраны такие имена как З. Церетели, М. Абакумов, М. Ромадин, А. Егоров, Л. Воронова и другие. Горжусь тем, что несколько моих работ теперь украшают стены музея.  Очень хотелось бы, чтобы русские меценаты не опоздали с созданием культурных центров в своих городах, и им не пришлось собирать  свои коллекции за баснословные суммы на пекинских аукционах. Знаменательно  сотрудничество этого нового музея с партийным руководством города Харбин и привлечения в качестве кураторов русских специалистов, таких как Александр Викторович Егоров, выпускник монументального отделения Строгановского института , ученика  О. Филатчева. Александр Егоров очень интересный художник, который прекрасно разбирается в российском художественном рынке  и коньюктуре западного арт. бизнеса. Благодаря ему    китайская общественность уже смогла познакомиться с видными представителями русского реализма, также Александр  осуществляет программу дальнейших поездок русских мастеров на пленеры и выставки в Китай. Наша Международная академия высоко оценила творческие и организаторские способности Александра Егорова - решением Президиума он был награжден медалью «Честь и польза». Мы также наградили наших китайских друзей. Заведующему Комитета по культуре города Харбин господину Пен Ю в торжественной обстановке, приуроченной к открытию выставки,  была вручена медаль «Во имя жизни на земле», президент галереи в Харбине Хань Цзянь минь был избран членом-корреспондентом Международной академии культуры и искусства, директору галереи Хань Цзянь минь господину Ли была вручена медаль «За доблестный труд».

- В рамках открытия выставки Вы вручили наградили от имени Международной академии культуры и искусства как нашим художникам, так и представителям харбинской интеллигенции. Расскажи о деятельности Академии, президентом которой Вы являетесь. 

- Международная академия культуры и искусства  организована в 2002-2003 годах  при поддержке: Росзарубежцентра Министерства иностранных дел РФ, Министерства Культуры России, Администрации Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ. В нее вошли ведущие деятели культуры и искусства. В настоящее время созданы филиалы в США, Франции, Австрии, Северной Корее, Словакии и Китае.

Существуют вещи, которые востребованы временем   и создаются временем. Например, в Министерстве Иностранных Дел РФ есть подразделение «Росзарубежцентр», который имеет Совет по культуре. В него входят известные деятели культуры : А. Колягин, В. Лановой, О. Аросьева. Он имеет 45 отделений и представительств, центров культуры и науки в различных столицах мира. Мои давнишние отношения с дипломатическими кругами в Австрии, Норвегии, Словакии сыграли в этом некоторую роль. Кроме того, в России сложилась ситуация, когда в силу ее экономического подъема последних лет вновь возродились меценатство и благотворительность, характерные для русской души. И люди, добившиеся в жизни успеха, обеспечив свою семью,  и осмотревшись по сторонам, поняли, что для того, чтобы общество развивалось нормально, без эксцессов и потрясений они не должны забывать  о культуре, без которой невозможно развитие ни одного общества. Одной из интереснейших встреч в моей жизни стала встреча с президентом фонда «Меценаты столетия»   Олегом Витальевичем Олейник. Это успешный бизнесмен, предприниматель, который занялся в свое время благотворительной деятельностью и на одном из этапов понял, что нужно объединить силы людей на этом поприще, чтобы это движение было эффективным, заметным, а не разовым. Масштаб его личности позволил объединить в своем фонде более 4 500 меценатов России, которые реальными делами сегодня доказали, что еще не погибло то исконное, на чем Россия держалась во времена русских купцов Морозова и Мамонтова. Реальные дела, которые сегодня воплощаются меценатами России – это поддержка школ , спортивных клубов, ветеранов войны, инвалидов, детей, нуждающихся в операциях ( наш фонд профинансировал более 300 операций), возрождение храмов и ,конечно,    очень важна поддержка культуры . Наши академики:  председатель попечительского Совета Евгений Дога, член Президиума Н. Н. Дроздов, Зураб Соткелава, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Никита Джигурда, Филипп Киркоров, Юрий Антонов, директор Третьяковской галереи Валентин Родионов, заместитель председателя комиссии Московской городской Думы по монументальному искусству, директор Научно-исследовательского  института архитектуры им. Щусева  С. Г. Петров и другие. По моей рекомендации  в нашу Академию вступили такие крупные мастера, академики Российской академии художеств как  Е. И. Зверьков, В. В. Ванслов, Татьяна Назаренко, Сергей Присекин, также А. И. Мичри, Л.В. Ширшова, А. Суховецкий. На нашем ежегодном торжестве в зале Кремлевского Дворца Съездов мы наградили З. К. Церетели  орденом  «За вклад в культуру» первой степени.

- В Харбине вы провели переговоры с администрацией города и творческой интеллигенцией по поводу установки скульптурной композиции «Ангел Мира». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Насколько мне известно, подобные композиции  были  Вами установлены в двадцати двух городах мира.

 - Я активно сотрудничаю с международным благотворительным фондом «Мир добра». И как всякая благотворительная организация наш фонд нуждается в своих символах, программе культурной работы и атрибутах. Совместно с президентом этого фонда Олегом Витальевичем Олейник мы разработали и зарегистрировали «план монументальной пропаганды», которая имеет своей целью сохранить в истории имена меценатов и благотворителей прошлого и настоящего. Мы ведем активное сотрудничество с Российским государственным архивом в лице его директора Александра Соколова, также с директором Российской государственной библиотеки Виктором Федоровым по выявлению тех людей, которые участвовали в меценатской деятельности в столице и еще более важно – в малых городах России. Считаю своей большой заслугой, что при поддержке фонда, перед филиалом Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу сегодня установлены памятники как наиболее известным меценатам России: Третьякову, Мамонтову, Шереметеву, так и менее известным: Барону Штиглицу, Бахрушину, Солдатенкову и другим. Там же мы заложили аллею звезд современных меценатов;  деятелей культуры; аллею выдающихся политических деятелей, внесших значительный вклад в Российскую и мировую историю и аллею участников благотворительного процесса, оказывающих значительный вклад в поддержку и развитие мировой культуры сегодня. Сейчас монументы, посвященные благотворителям прошлого и настоящего, установлены в двадцати двух городах России и мира, ведь каждый город имел купца, промышленника, банкира, который был неравнодушен к судьбе своей малой Родины. Все эти монументы имеют разные архитектурные и скульптурные решения, но всех их объединяет фигура Ангела, выпускающая голубя, принятого как символ международного благотворительного процесса.

- Чем еще занимается Международная академия культуры и искусства ?

Одной из граней работы Академии является помощь художникам в организации выставок и пленеров . За последнее время организованы поездки художников в Словакию, Северную Корею, Францию, мы провели ряд персональных выставок русских мастеров  в Австрии, США, Венгрии. Очень перспективными я считаю отношения с КНР, поскольку это, с одной стороны, огромный пласт тысячелетней культуры, и , с другой стороны, неисчерпаемый рынок, который будет способствовать развитию художественного процесса. Как  художник, загруженный административной деятельностью, с огромным счастьем вырываюсь в творческие поездки. Если раньше это были в основном страны Западной Европы: Норвегия, Франция, Швейцария, то теперь это Китай, где общение с китайскими живописцами открывает новые горизонты в моем понимании истории искусства. Живопись, по-моему, является самым строгим мерилом, тем «гамбургским счетом», которым проверяет себя художник. Несмотря на  масштабные монументальные проекты, с которыми мне довелось работать при поддержке  Фонда и его организаций, выход на пленер, где остаешься наедине с чистым холстом и пейзажем,  является той проверкой формы и перекличкой с мастерами настоящего и прошлого, которые оказали влияние на мое понимание искусства.

Создается ли коллекция изобразительного искусства Вашей Академией, или отдельными ее представителями ?

То, что сейчас успешные, состоятельные люди начинают украшать свои дома, а наиболее дальновидные из них создавать свои коллекции отечественной и мировой живописи, скульптуры и антиквариата, говорит о том, что в новом российском обществе сформировались культурные элиты, которые поддерживают искусство и создают себе бесценный капитал, который только увеличивается в цене. Например, коллекция известного судовладельца, проживающего в Греции, Сергея   Скловского, собрание грека русского происхождения Кардашиди,  а также коллекция, которую дальновидно создает Международный союз благотворительной организации «Мир добра» при поддержке Международной академии  культуры и искусства. Уже сегодня она объединила в своем собрании такие имена, как : Ю. А. Походаев, Татьяна Назаренко, С. Присекин, А. Суховецкий и другие. Эта коллекция в ближайшее время будет экспонироваться в Государственной Думе РФ и далее в областных художественных музеях:  Оренбурга, Пензы, Чебоксар, Грозного. Потом начнется ее международный маршрут: Харбин, Пекин, Пхеньян, Афины.

Уважаемый Петр Тимофеевич, Вы принимали участие в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Стало ли это новой ступенью в Вашей судьбе и насколько повлияло  на Ваше дальнейшее творчество ?

 - Еще в 80-е годы прошлого века я, будучи студентом Дальневосточного Института искусств , собрав свои стипендии, путешествовал вместе с реставраторами института им. Грабаря по псковской земле. Дальний Восток, как более позднее приобретение Российской империи, не имел таких древних памятников, какие имел Псков. Это в первую очередь Мирожский монастырь, заложенный в 800 году, конечно, Софийский собор, это и малые церкви Пскова, расписанные безымянными мастерами 16-18 веков. Встреча с их фресками была для меня потрясением. Высокие традиции Византийской культуры, осмысленные и воплощенные на стенах русскими иконописцами, говорили и несли в себе ту высокую традицию, которую мы  пытаемся сохранить сегодня. Это незыблемые законы монументальной живописи, которые позволяют причислять фрески Мирожского монастыря и  церкви в  Мелетово , иконы псковских мастеров к высшим достижениям мировой изобразительной культуры. Для того чтобы их понять  я, уже закончив с отличием Дальневосточный   институт искусств, поступил на факультет монументального искусства института им. В. И. Сурикова, в мастерскую к директору Третьяковской галереи Ю. К. Королеву. Тот высокий уровень образования, который дает этот академический вуз, позволил позднее влиться в коллектив художников, расписывающих Храм Христа Спасителя в Москве. В храме мне  удалось работать бок о бок с педагогами института им В. И. Сурикова  : Бакшаевым,  Челомбиевым, Псаревым, замечательными мастерами репинского института Быстровым, Репиным, Печакчи, Фоминым, ярославскими и псковскими художниками, которых объединила Российская академия художеств. Имея опыт росписи храмов, могу сказать, что работа , организованная мэром Москвы Ю.М. Лужковым и президентом Академии художеств З.К. Церетели,  может служить примером сплочения таких больших коллективов художников. Кроме того, искусствоведами Академии художеств был осуществлен огромный исследовательский труд по подготовке росписи храма:  подняты архивы Третьяковской галереи, Русской православной церкви и те чудом сохранившиеся фото материалы, которые донесла до нас история.

Именно поэтому такая колоссальная работа по воссозданию храма, не знающая аналогов в сегодняшней истории искусств, была проведена на высоком уровне в столь короткие сроки, что было отмечено  Русской Православной Церковью и комиссией ЮНЕСКО.

Что было самым сложным в росписи Храма Христа Спасителя ?

Привыкание к масштабам.  Это самый большой храм, построенный в 20-ом веке. И те огромные белые плоскости, которые нужно было расписать, и та высокая ответственность, которая на нас была возложена, ведь это главный храм Москвы, находящийся в непосредственной близости от Кремля. Кроме того, нужно понимать, что была прервана традиция росписи храмов. И  те последние 70 лет, которые предшествовали воссозданию храмов в России, храмы были либо закрыты, либо взрывались. Но любая медаль имеет две стороны. То, что страна была закрытой, позволило сохранить уникальную реалистическую школу, которая сегодня утеряна на западе. Эта школа была сохранена усилиями Российской академии художеств и даже во времена Хрущева, когда он обещал «уничтожить последнего попа»,  педагоги и искусствоведы писали книги о Дионисии, Рублеве, Феофане Греке. И благодаря этим книгам , на которых мы воспитывались,  тем законам монументального искусства,  которые нам преподавали в институте, и контролю со стороны Патриархии и мастеров старшего поколения Академии художеств, нам удалось осуществить  сложнейшую работу по воссозданию росписи Храма Христа Спасителя.  Тот бесценный опыт, который мной был получен , помог мне в дальнейшем при работе над росписями храма во имя Казанской Божей Матери в Коломенской епархии. В настоящее время я работаю над эскизами росписи и мозаиками  Спасо-Влахеренского монастыря в Дмитровском районе и часовне Новомучеников, посвященной строителям канала Москва-Волга.

Автор: Елена Ржевская